"Юный эколог" /Программа экологического воспитания/
![](http://volgadetsad292.ucoz.ru/_si/0/72255128.jpg)
Автор: С.Н.Николаева, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО
Описание: Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу "Юный эколог" и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет.
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.
Программа «Юный эколог» имеет ряд важных особенностей.
Во-первых, она создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии – относительно молодой науки, которая быстро эволюционирует от науки биологического цикла в 70-е годы прошлого столетия до уровня одной из биосферных наук, достигающей в настоящее время философского и методологического статуса. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы к психолого-педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые дошкольник может освоить наглядно-образным мышлением на близких и понятных ему примерах.
Во-вторых, программа ориентирована на детей и взрослых – специалистов дошкольного воспитания. Она состоит из двух подпрограмм, цель первой – формирование начал экологической культуры у дошкольников, второй – развитие экологической культуры у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это воспитательное направление. Взрослые, не знающие законов Природы, не осознающие всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут достаточно эффективно воспитывать детей.