Организация адаптационного периода детей раннего возраста при поступлении в ДОУ
Поступление ребёнка в детский сад – важное событие в жизни любой семьи. Основная работа по подготовке ребёнка к детскому саду производится дома, и главную роль в этом играют родители. Облегчить ребёнку вхождение в новые условия жизни – задача вполне посильная. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. В нашем детском саду для смягчения адаптационного периода используются различные формы воспитательно – образовательной работы и ведётся в несколько этапов:
1. Подготовительный этап– работа с родителями в рамках консультативного пункта «Мамина школа», консультативная помощь воспитателям;
(январь – май)
2. Этап наблюдения– поэтапный приём детей в группу, оформление листов адаптации
(июнь - сентябрь)
3. Этап анализа и выводов – обработка адаптационных листов, индивидуальных карт развития (октябрь - ноябрь)
На каждом этапе адаптационного периода осуществляется разработка рекомендаций для родителей, воспитателей, чтобы облегчить течение адаптации детей раннего возраста.
Рассмотрим подробнее этапы работы.
Подготовительный этап (январь – май)
Работа консультационного пункта « Мамина школа»
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, со структурой и спецификой работы по развитию личности каждого ребёнка, о созданных условиях воспитания и обучения.
Задачи: 1. Оказание помощи родителям в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
2. Повышение педагогической культуры молодых родителей.
3. Знакомство родителей с организованными формами воспитания и обучения детей в детском саду.
Так в 2005 года был организован консультационный пункт « Мамина школа», который действует по настоящее время. В работе пункта принимают участие узкие специалисты: педагог – психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, социальный педагог. А также старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста, старший воспитатель, заведующий. Встречи с родителями проводятся один раз в месяц по разработанному плану.
Традиционное проведение встреч с родителями будущих воспитанников: детальное знакомство с условиями детского сада, с организацией жизни малышей в детском саду. Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, возраст, умение общаться со сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в дошкольное учреждение.
Информационное сопровождение – «Памятка для родителей».
Праздник «Рождество».
В мае, на последней встрече, родители вместе с детьми имеют возможность познакомиться с группой, с воспитателями, обсудить даты поступления и длительность ежедневного пребывания ребёнка в детском саду в адаптационный период.
За период работы медико – психолого – педагогической службы прослеживается положительная динамика в увеличении числа детей с лёгкой степенью адаптации: 2009-2010уч. год – 60 % 2010- 2011 уч. год – 74%.
Разработанная модель, чёткая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, участие родителей и благоприятный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мы рады, что Ваш малыш скоро станет воспитанником нашего детского сада. Бесспорно, Вас интересует вопрос, как облегчить процесс привыкания ребёнка к детскому саду и тем самым сберечь его психологическое здоровье?
Посещение заседаний консультационного пункта « Мамина школа» поможет Вам в этом.
Облегчить процесс привыкания ребёнка к новым социальным условиям поможет поддержка его близких и воспитателей.
Для этого в нашем детском саду организована группа кратковременного пребывания ребёнка в детском саду без питания и сна. В группу принимаются дети на основании подписанного Договора с родителями и при наличии необходимых медицинских документов. Дети находятся в группе от 1 до 3 часов в день.
Специалисты детского сада: воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог осуществляют постоянное наблюдение за поведением, развитием малыша, беседуют с родителями, изучая опыт семейного воспитания, тем самым ближе знакомятся с родителями и ребёнком.
Цель работы группы – присмотр и уход за детьми, организация их игровой деятельности, способствование формированию адекватного поведения ребёнка в период адаптации.
Для детей в группе созданы комфортные условия, подобраны игрушки и оборудование. ВСЮ ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ВАС ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ: 42- 69-28 На Ваши вопросы ответят специалисты МОУ детский сад № 292.
Карточка основных сведений о ребёнке
(заполняется воспитателем при поступлении ребёнка в детский сад)
1.Ф.И.ребёнка____________________________________________________________________
2.Датарождения__________________________________________________________________ 3.Ф.И.О. матери местоработы___________________________________________________
4.Ф.И.О. отца место работы ____________________________________________________
5.Домашний адрес, телефон____________________________________________________
6.Какова ситуация в семье? (полная, неполная, есть ли сёстры, братья, бабушки, дедушки) ___________________________________________________________________________________ 7.Есть ли хронические заболевания у ребёнка? __________________________________________
8. Какие болезни перенёс? Часто ли болеет? Чем? _______________________________________
9. Есть ли аллергия на пищевые продукты, медикаменты? (Конкретно) ______________________________________________________________________________________ 10. Были ли проблемы в развитии ребёнка до поступления в детский сад? _______________________
11.Какое настроение ( спокойное, возбужденное, плаксивое) обычно преобладает у ребёнка?_______________________________________________________________________________ 12. Есть ли у ребёнка страхи? Чего боится? _________________________________________________
13. Быстро ли ребёнок устаёт?____________________________________________________________
14. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым, сверстникам?______________________________
15.Кто в семье чаще воспитывает ребёнка? _________________________________________________ 16. Какой режим в семье?_________________________________________________________________
17. Есть ли трудности у ребёнка в одевании, раздевании, засыпании, еде? _______________________
18. Какие меры воздействия на ребёнка ( поощрение, наказание, внушение, выговор, объяснение, рассуждение) применяются в семье? _______________________________________________________
19. Легко ли ребёнок переключается с одного вида деятельности на другой? Как реагирует на запреты? ______________________________________________________________________________ 20. Какие привычки и традиции сложились в процедурах еды, отхода ко сну, пользования туалетом? Какие требования предъявляются к ребёнку? _______________________________________________
21. Чем больше всего любит заниматься ребёнок? Чем можно доставить радость? _______________________________________________________________________________________ 22. Как называют ребёнка дома? __________________________________________________________ |